с 2016 по 2019 годы я проходила обучение в экзистенциальном подходе у Ирины Глуховой на курсе «Философские основания психологического консультирования»
Организатор: Альянс Помогающих Практик “ПроБоно”; при поддержке Кафедры психотерапии СЗГМУ им. И.И.Мечникова –
О ведущей: Ирина Глухова, практический психолог, член Правления Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии, преподаватель Магистерской программы по экзистенциальной психологии в EHU; преподаватель в HEPI; автор переводов по экзистенциальному анализу и Dasein-анализу – Россия, Санкт-Петербург
Подробнее о каждом семинаре:
21 – 22 мая 2016 г. Семинар 5 Что такое Dasein-анализ
На семинаре будут изложены и сопоставлены исторические и методические особенности трех основных школ Dasein-анализа: Л. Бинсвангера, М.Босса и современного Dasein-анализа А. Хольцхей-Кунц.
Участникам семинара будут представлены как практические способы Dasein-аналитической работы, так и теоретические материалы (с использованием авторских переводов).
В программе семинара:
- Что такое Dasein? В чём разница между Dasein-анализом и Dasein-аналитикой?
- Каково место Dasein-анализа в ряду других психотерапевтических подходов, является ли он преодолением или развитием психоанализа З.Фрейда?
- Л. Бинсвангер: человек как бытие-в-мире.
- М. Босс: открытость встречаемому.
- А. Хольцхей-Кунц: страдание от бытия.
- Является ли значимость Dasein-анализа лишь исторической или же продолжает быть актуальной?
27 – 28 августа 2016 г. Семинар 6 Герменевтические основания психологического консультирования и психотерапии
«…фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чем душа герменевтики».
Ханс-Георг Гадамер
Само слово «герменевтика» для большинства психологов всё ещё остается узкоспециальным философским термином. Между тем, слово это означает не больше и не меньше, нежели искусство понимания и истолкования смысла текста. Причём как текст могут быть прочитаны не только книги, но и исторические события, человеческие судьбы и жизненные ситуации. В том числе и те, с которыми работают психологи. В рамках семинара участники смогут увидеть свою деятельность психотерапевтов и психологов-консультантов как своеобразную герменевтическую практику и обнаружить в ней новые смысловые горизонты, новые ресурсы и возможности.
В программе семинара:
- Что такое герменевтика: краткая история, основные категории, место герменевтики в современной философии и культуре.
- Ф. Шлейермахер: от текста к автору и от автора к тексту.
- Идея герменевтического круга и возможность ее применения в психологическом консультировании.
- Герменевтика М.Хайдеггера: бытие как понимание и истолкование.
- Х-Г. Гадамер: восприимчивость к инаковости.
- Феноменология и герменевтика П.Рикёра: «конфликт интерпретаций».
- Перевод как герменевтическая практика: «понять значит перевести».
- Супервизия в психотерапии как герменевтический опыт
12 – 13 ноября 2016 г. Семинар 7 Эмоции как способ понимания мира
Психология, хотя и зародилась в рамках античной философии, обрела свою научную самостоятельность лишь благодаря развитию естествознания. А потому в психологии эмоции зачастую интерпретируются как особые физиологические реакции.
Вместе с тем, философы никогда не переставали размышлять о чувствах и настроениях, радости и печали, страхе и вине, по-своему понимая и истолковывая их смысл и значение в жизни человека.
Каковы были представления об эмоциях в античности, в эпоху Возрождения, в Новое время? Как менялись они с течением времени? Что может дать обращение к философскому пониманию эмоций для практики психотерапии и психологического консультирования?
В программе семинара:
- Генезис представлений об эмоциях в философии и психологии.
- Рационалистические и этические представления об эмоциях в классической философии (Декарт, Спиноза, Кант).
- Макс Шелер: эмоциональное априори.
- Сёрен Киркегор: страх как отношение свободы к вине.
- Мартин Хайдеггер: бытие-в-настроении как способ бытия Dasein.
- Жан-Поль Сартр: стыд, страх и гордость как способы признания Другого.
- Представления об эмоциях в современной социальной философии.
4 – 5 февраля 2017 г. Семинар 8 Современные теории идентичности и практика экзистенциальной терапии
«Кто я? Я сказал бы, что этот вопрос остается самым главным среди тех, которые задают психотерапевтам клиенты… И поскольку этот вопрос ограничен рамками и предположениями, присущими нашей цивилизации, то в том, как мы его понимаем, обнаруживается ряд имплицитных положений, которые следует эксплицировать».
Эрнесто Спинелли
Кто я есть? Откуда я об этом знаю? Кем я не являюсь? Кем я хочу быть? Признают ли меня другие таким, какой я есть? Требуется ли мне быть кем-то другим, не таким, какой я есть? Как отвечает мне мир на мое заявление о том, кто я? Подтверждает? Сомневается? Помогает? Препятствует?
То, как мы определяем сами себя, связано с самыми разными аспектами нашего личного и социального бытия. Наши представления о себе связаны с тем, какими мы видим свое прошлое, настоящее и будущее, определяют, на что мы отваживаемся, как строим свои отношения с другими. Эти представления в буквальном смысле пропитывают наши взгляды и установки, становясь почвой тревог, ограничений и кризисов, однако при этом парадоксальным образом зачастую остаются вне поля нашего зрения.
В рамках семинара мы обратимся к представлениям об идентичности, которые, так или иначе присутствуя в психотерапевтическом исследовании, далеко не всегда обнаруживают свой исторический, культурный и социальный контекст. Этот контекст, однако, подвергается глубокому и тщательному анализу в современной социально-критической теории, в частности, в работах Стюарта Холла, Зигмунта Баумана, Мишеля Фуко, Пьера Бурдьё, Ирвинга Гофмана.
“Что такое Dasein-анализ”
“Эмоции как способ понимания мира”
“Герменевтические основания психологического консультирования и психотерапии”
23 – 24 сентября 2017 г. Семинар 10 Я и Другой в философии и психотерапии
«…не лобовые столкновения двух сознаний, a сцепление друг с другом двух опытов, которые, никогда не совпадая, укоренены в одном и том же мире»
М. Мерло-Понти
Психотерапевты говорят об отношениях, а философы – о бытии-друг-с-другом. И те, и другие – о трудностях этого бытия в отношениях. Разница лишь в том, что психологи пытаются разобраться с этими трудностями как с проблемами, а философы – исследовать их как неизбежные и неотъемлемые условия человеческого бытия.
На нашем семинаре мы попробуем практически применить идеи философов в психотерапии и психологическом консультировании.
Темы семинара:
1) Диалог как обращение к Другому.
2) Хайдеггер: бытие-с-другими как экзистенциал.
3) Сартр: «Ад – это другие».
4) Левинас: «Я есть Другой».
25 – 26 ноября 2017 г. Семинар 11 Время и временность в философии и психотерапии
«Что же такое время?
Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время;
если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю».
Августин “Исповедь”
Вопрос остаётся актуальным и в наши дни. И хотя что такое время, никто по-прежнему не знает, физики его измеряют, философы пишут о нём диссертации, а психологи проводят тренинги по тайм-менеджменту.
На семинаре мы обратимся к философским размышлениям о времени и попробуем увидеть их практическое применение в психотерапии и психологическом консультировании.
Темы семинара:
1) Аристотель: время как суть изменения.
2) Бергсон: «научное время» и «чистое время» жизни.
3) Хайдеггер: время и бытие.
4) Сартр: феноменология трёх временных измерений.
17 – 18 ноября 2018 г. Семинар 14 Русская философия: диалог славянофилов и западников
Если понимать диалог в его универсальном философском значении – как способ постижения человеческого бытия, то вся история русской философии становится чередой напряженных диалогов, в которых философы религиозные и нерелигиозные, славянофилы и западники, экзистенциалисты и марксисты, философы-писатели и философы-естествоиспытатели пытаются постичь бытие человека, вброшенного в огромное пространство на стыке Европы и Азии.
Темы семинара:
1) Историческое место русской философии в истории европейской культуры;
2) Александр Радищев как основоположник русской социально-политической философии;
3) Петр Чаадаев и его «Философические письма к даме»;
4) Владимир Соловьев: человек в становлении Богочеловеком;
5) Николай Бердяев: человек как воплощение творческой потенции свободы;
6) Лев Шестов: «Апофеоз беспочвенности»;
7) Михаил Бахтин: философия диалога.
16 – 17 февраля 2019 г. Семинар 15 Власть и властные отношения: философские представления и психотерапевтическая практика
Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия…
Современный толковый словарь, изд. «БСЭ»
В русском языке корень слова вполне четок: иметь власть – значит владеть, обладать. Для сравнения: в немецком Macht – от глагола machen, что означает делать; в английском – power и authority, что соответственно означает силу/мощь/могущество и авторитет/полномочие.
Власть бывает не только государственная и политическая, экономическая и военная, есть власть в семье – отцовская, родительская, главы семьи, есть власть в межличностных отношениях.
Все эти ипостаси власти не могли не стать предметом философского рассмотрения и осмысления.
Темы семинара:
1) Практическая античная философия как способ взаимоотношений с власть имущими;
2) Фридрих Ницше: воля к власти;
3) Мартин Хайдеггер: падение во власть;
4) Карл Ясперс: независимость философствующего человека;
5) Жан-Поль Сартр: борьба за власть;
6) Мишель Фуко: генеалогия власти и роль властных отношений в формировании знания.